Во вторник с предприятия «ГИКОМ» в Нижнем Новгороде на площадку строящегося во Франции термоядерного реактора ИТЭР (ITER) отправлены первые гиротронные комплексы. В четверг будет отправлена ещё одна машина. В поставке четыре гиротрона с сопутствующим оборудованием. Всего Россия изготовит 8 гиротронов из 24 необходимых для работы реактора. Остальные гиротроны поставят Европа, Япония и Индия.

Гиротроны нужны для вспомогательного разогрева плазмы в реакторе. Кроме того, гиротроны способны разогревать плазму локально, что позволяет подавлять её неустойчивость и даже задавать конфигурацию. Тем самым изначально вспомогательная роль гиротронов стала одной из ведущих для решения задачи управляемости термоядерными реакторами. Сам по себе гиротрон — это условно нечто среднее между микроволновкой и оптическим лазером. Устройство излучает микроволны длиной 1–2 мм в пучке, который ведёт себя как оптический луч.

Получить заказ на треть гиротронов для ИТЭР Россия смогла благодаря самому лучшему предложению в мире. КПД российских гиротронов достигает 55 %, тогда как зарубежные аналоги не дотягивают по этому параметру до 50 %. В этом российские производители конкурируют с японской Toshiba и европейской Thales. Кроме самих гиротронов необходимо сложнейшее оборудование для его работы, куда входит оборудование для водяного охлаждения, криокулеры, системы формирования СВЧ-пучка и другие высокотехнологичные решения.

В целом в августе этого года Россия осуществила 25-ю поставку оборудования на площадку ИТЭР. Российские предприятия изготавливают для ИТЭР электротехническое оборудование, сверхпроводящие магниты и элементы реакторной зоны.

Опытный реактор ИТЭР будет представлять собой демонстратор возможности вырабатывать энергию с коэффициентом 1:10. При поддержке горения плазмы энергией 50 МВт выделяемая от термоядерной реакции энергия должна составлять 500 МВт. Длительность реакции должна быть не менее 400 с. Преобразования тепловой энергии в электрическую на реакторе не будет. Для этого будет предложен отдельный проект электростанции DEMO. Различные трудности при реализации проекта сдвинули сроки запуска ИТЭР с 2018 на 2025 год, а пандемия COVID-19 отодвинула запуск ещё на какое-то время, о чём нам точно сообщат весной следующего года.


Источник: 3dnews.ru